Становление российской психологической науки происходило под влиянием французских просветителей XVIII века, отчасти поэтому психологические воззрения российских ученых уже во второй половине XIX века значительно противоречили религиозной точке зрения на психические процессы. Отечественная психология уже изначально развивалась, как материалистическая, как следствие в ней были широко распространены экспериментальные методы.
Здесь и здесь мы говорили об общих проблемах изучения человека и сделали вывод, что человек как предмет исследования может рассматриваться с различных точек зрения - как биологический объект, как социальное существо или как носитель сознания. Подобное разнообразие проявлений человека, как природного и социального феномена привело к появлению большого количества изучающих человека наук. И сегодня я хочу рассмотреть связь психологии с другими науками, изучающими человека, как биологический и социальный феномен.
Кроме того, в психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. Сталкиваясь с такими вопросами психологи обращаются к философии, и пользуются достижениями смежной науки. К таким традиционным междисциплинарным проблемам относятся вопросы о познании человеком окружающего мира, например, работы Жана Пиже, вопросы сущности и просхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.
Также существуют теории, имеющие статус психолого-философских. Это работы последователей Зигмунда Фрейда - неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Эриха Фромма часто используются современными зарубежными социологами и философами. Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретическом и методологическом уровне.
Тесная связь психологии с медицинскими и биологическими науками объясняется двойственной природой человека, как биосоциального существа. Абсолютное большинство психических процессов и явлений физически обусловлены, следовательно, знания, полученные физиологами и биологами, необходимы психологии для понимания тех или иных психических явлений. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния.
Александр Григорьевич Маклаков пишет об этом так - "Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова"
Современная психологическая наука связана с различными областями науки и практики, везде, где задействован человек есть место психологии. Буйное развитие психологии, ее нарастающая популярность и проникновение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению различных отраслей психологии.
Здесь и здесь мы говорили об общих проблемах изучения человека и сделали вывод, что человек как предмет исследования может рассматриваться с различных точек зрения - как биологический объект, как социальное существо или как носитель сознания. Подобное разнообразие проявлений человека, как природного и социального феномена привело к появлению большого количества изучающих человека наук. И сегодня я хочу рассмотреть связь психологии с другими науками, изучающими человека, как биологический и социальный феномен.
Психология и философия
Как мы уже говорили здесь, вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой. Но, став самостоятельной наукой, психология не потеряла связь с философией. И сегодня существуют проблемы, рассматриваемые и психологией, и философией. Это,на пример, проблемы цели и смысла жизни, моральные ценности, мировоззрение, политические взгляды.Кроме того, в психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. Сталкиваясь с такими вопросами психологи обращаются к философии, и пользуются достижениями смежной науки. К таким традиционным междисциплинарным проблемам относятся вопросы о познании человеком окружающего мира, например, работы Жана Пиже, вопросы сущности и просхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии.
Также существуют теории, имеющие статус психолого-философских. Это работы последователей Зигмунда Фрейда - неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Эриха Фромма часто используются современными зарубежными социологами и философами. Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретическом и методологическом уровне.
Психология и социология
Другой наукой, тесно связанной с психологией является социология. Здесь наблюдается тесная взаимосвязь на уровне методологии исследования. Социология заимствует у социальной психологии методы изучения человеческих отношений и личности, а психология использует социологические методы в экспериментальных исследованиях для сбора информации. В первую очередь, это методы опроса и анкетирования. Хотя существуют вопросы, на которые социология и психология пытаются ответить совместно - социализация, взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства.Психология и педагогика
Еще одна общественная дисциплина тесно связанная с психологией - педагогика. Кажется, что эти науки неразделимо связаны между собой, ведь воспитание и обучение невозможно без учета психологических особенностей. Но традиционно психология и философия оформились как самостоятельные науки и существуют, хотя и в тесной связи, самостоятельно. И, к сожалению, до сих пор нет взаимопонимания между психологами и педагогами.Психология и история
Психология, как общественная наука тесно связана и с историей. Существуют примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским. Другой пример связи истории и психологии - использование исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его развитие от элементарных к более сложным формам. Так,для того чтобы понять, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей.Психология, в связи с техническими и естественными науками
Рассмотрев связи психологии и общественных наук, можно сделать вывод, что психология - общественная наука. Этот вывод верен лишь частично. Так как особенность психологии том, что она связана также и с техническими и естественными науками. Связь психологической и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Поэтому психология рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.Тесная связь психологии с медицинскими и биологическими науками объясняется двойственной природой человека, как биосоциального существа. Абсолютное большинство психических процессов и явлений физически обусловлены, следовательно, знания, полученные физиологами и биологами, необходимы психологии для понимания тех или иных психических явлений. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния.
Александр Григорьевич Маклаков пишет об этом так - "Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова"
Современная психологическая наука связана с различными областями науки и практики, везде, где задействован человек есть место психологии. Буйное развитие психологии, ее нарастающая популярность и проникновение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению различных отраслей психологии.