Психология, как и любая наука, имеет свои методы исследования. Методы научных исследований - это средства и приемы, при помощи которых добывают сведения, необходимые для пострения научных теорий и вынесения практических рекомендаций. Развитие науки напрямую зависит от того, насколько методы, которые она использует совершенны, надежны и валидны, то есть насколько хорошо метод, например, тест, измеряет то качество, для измерения которого предназначен.
Явления, изучаемые психологической наукой, достаточно сложны для научного познания. Психология же, выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX , потому, психология нередко использует методы, как других, более старых, наук - математики, физики, истории и философии. Так и современных, например, информатики и кибернетики. Но, конечно же, любая самостоятельная наука имеет специфические, особенные, присущие только ей методы. Психология, не исключение.
Среди всех психологических методов можно выделить две группы - субъективные и объективные.
Субъективные методы основаны на самооценке и самонаблюдении испытуемых, а также на мнении исследователей о наблюдаемом событии или полученной информации. Эта группа методов начала наиболее активно развиваться, после выделения психологии в самостоятельную науку. Самыми первыми психологическими методами были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Еще один метод, близкий к включенному наблюдению, это самонаблюдение. Самонаблюдение - это наблюдение за своими переживаниями.Это специфический метод. Самонаблюдение используется только в психологии. Однако, помимо своих достоинств, обладает большим количеством недостатков. С одной стороны, наблюдать за самим собой, за своими переживаниями очень трудно. К тому же, переживания, под влиянием наблюдения могут либо изменяться, либо вовсе исчезнуть. С другой стороны, при использовании самонаблюдения, очень сложно придерживаться объективной оценки происходящего, так как наше восприятие субъективно.
Но, несмотря на все это, самонаблюдение, чрезвычайно важно для психолога. Дело в том, что сталкиваясь, в своей практике, с поведением других людей, психолог стремиться понять его психологическое содержание. И, зачастую, обращается именно к своему психологическому опыту, и к анализу своих переживаний. Поэтому, для успешной работы, психолог должен научиться бесстрастно оценивать свое состояние и свои переживания.
Также самонаблюдение может применяться и в условиях эксперимента, тогда оно приобретает более точный характер и называется экспериментальное самонаблюдение.
Основной особенностью экспериментального самонаблюдения, является то, что исследуемый опрашивается с учетом условий эксперимента, и именно, в то время, которое интересует психолога.
При использовании экспериментального самонаблюдения, совместно используется два метода - самонаблюдение и опрос. Опрос, это особый метод, который заключается в получении информации от испытуемых, с использованием вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса - устный опрос, письменный опрос, свободный опрос.
Устный опрос - важным достоинством этого вида опросов является возможность наблюдать за реакцией опрашиваемого, и изменять вопросы, в зависимости от поведения и реакций испытуемого. Но, проведения данного опроса требует больше времени, и, некоторой специальной подготовки исследователя, так как поведение и ответы опрашиваемого могут зависеть от личностных особенностей психолога.
Письменный опрос - наиболее распространенная форма этого вида опросов - анкета. С одной стороны, письменный опрос позволяет опросить большое количество людей, за сравнительно небольшой промежуток времени, с другой стороны, письменный опрос не позволяет отследить реакцию испытуемых. Но информация, полученная при использовании этого вида опросов может быть сопоставлена с информацией о других испытуемых, ведь список вопросов в анкете не изменяется.
Свободный опрос - особенностью свободного опроса является то, что перечень вопросов для исследования не определен заранее. Это позволяет менять содержание исследования и получить от опрашиваемого совершенно различные сведения. Но данные, полученные в результате свободного опроса различных людей, сложно сравнивать.
На этом, сегодня, мы закончим разговор о методах психологических исследований. В следующем посте, я расскажу о таком популярном и интересном психологическом методе, как тест. А также, подниму важную тему - точность и объективность психологических исследований.
Явления, изучаемые психологической наукой, достаточно сложны для научного познания. Психология же, выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX , потому, психология нередко использует методы, как других, более старых, наук - математики, физики, истории и философии. Так и современных, например, информатики и кибернетики. Но, конечно же, любая самостоятельная наука имеет специфические, особенные, присущие только ей методы. Психология, не исключение.
Среди всех психологических методов можно выделить две группы - субъективные и объективные.
Рисунок взят из учебника Маклакова А.Г. |
Наблюдение - один из самых старых методов, и, как кажется на первый взгляд, один из самых простых. Метод основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится без вмешательства со стороны наблюдателя.
Несмотря на то, что методом "наблюдение" пользуются все люди, научное наблюдение, несколько отличается от обыденного. Научное наблюдение, в психологии, подразумевает планомерное, то есть на основе определенного плана, систематичное, максимально полное и точное описание наблюдаемых явлений, с целью получения объективной картины.
Одной из разновидностей наблюдения является включенное наблюдение. Оно применяется, если психолог, то есть наблюдатель сам является участником наблюдаемых событий. Однако, важно понимать, что, вследствие влияния личного участия, восприятие исследователя может быть искажено, что не позволит ему объективно судить о наблюдаемых событиях.
Одной из разновидностей наблюдения является включенное наблюдение. Оно применяется, если психолог, то есть наблюдатель сам является участником наблюдаемых событий. Однако, важно понимать, что, вследствие влияния личного участия, восприятие исследователя может быть искажено, что не позволит ему объективно судить о наблюдаемых событиях.
Еще один метод, близкий к включенному наблюдению, это самонаблюдение. Самонаблюдение - это наблюдение за своими переживаниями.Это специфический метод. Самонаблюдение используется только в психологии. Однако, помимо своих достоинств, обладает большим количеством недостатков. С одной стороны, наблюдать за самим собой, за своими переживаниями очень трудно. К тому же, переживания, под влиянием наблюдения могут либо изменяться, либо вовсе исчезнуть. С другой стороны, при использовании самонаблюдения, очень сложно придерживаться объективной оценки происходящего, так как наше восприятие субъективно.
Но, несмотря на все это, самонаблюдение, чрезвычайно важно для психолога. Дело в том, что сталкиваясь, в своей практике, с поведением других людей, психолог стремиться понять его психологическое содержание. И, зачастую, обращается именно к своему психологическому опыту, и к анализу своих переживаний. Поэтому, для успешной работы, психолог должен научиться бесстрастно оценивать свое состояние и свои переживания.
Также самонаблюдение может применяться и в условиях эксперимента, тогда оно приобретает более точный характер и называется экспериментальное самонаблюдение.
Основной особенностью экспериментального самонаблюдения, является то, что исследуемый опрашивается с учетом условий эксперимента, и именно, в то время, которое интересует психолога.
При использовании экспериментального самонаблюдения, совместно используется два метода - самонаблюдение и опрос. Опрос, это особый метод, который заключается в получении информации от испытуемых, с использованием вопросов и ответов. Существует несколько вариантов проведения опроса - устный опрос, письменный опрос, свободный опрос.
Устный опрос - важным достоинством этого вида опросов является возможность наблюдать за реакцией опрашиваемого, и изменять вопросы, в зависимости от поведения и реакций испытуемого. Но, проведения данного опроса требует больше времени, и, некоторой специальной подготовки исследователя, так как поведение и ответы опрашиваемого могут зависеть от личностных особенностей психолога.
Письменный опрос - наиболее распространенная форма этого вида опросов - анкета. С одной стороны, письменный опрос позволяет опросить большое количество людей, за сравнительно небольшой промежуток времени, с другой стороны, письменный опрос не позволяет отследить реакцию испытуемых. Но информация, полученная при использовании этого вида опросов может быть сопоставлена с информацией о других испытуемых, ведь список вопросов в анкете не изменяется.
Свободный опрос - особенностью свободного опроса является то, что перечень вопросов для исследования не определен заранее. Это позволяет менять содержание исследования и получить от опрашиваемого совершенно различные сведения. Но данные, полученные в результате свободного опроса различных людей, сложно сравнивать.
На этом, сегодня, мы закончим разговор о методах психологических исследований. В следующем посте, я расскажу о таком популярном и интересном психологическом методе, как тест. А также, подниму важную тему - точность и объективность психологических исследований.