Итак, когда мы научились вовремя и продуктивно ложиться спать, благодаря технике "псевдоотбоя", а также ознакомились с ранними философами-досократиками, из первой части статьи, узнали о философии Ксенофана, Пифагора, Парменида и Зенона Элейского, из второй части статьи, можно закончить тему философов-досократиков, и, в завершение темы, мы поговорим о Эмпедокле Акрагантском, Анаксагоре из Клазомен, Левкиппе и Демокрите.
Эмпедокл Акрагантский ( 490 до н. э., — ок. 430 до н. э.) - философ, врач, также занимался государственными делами, в чем преуспел, и достиг высокого положения, был жрецом. Свои идеи изложил в стихотворной форме,в политике тяготел к демократии, в философии признавал множественность архе, то есть первоначал мира, полагая, что существуют четыре стихии - Земля, Воздух,Огонь и Вода, и две движущие силы - любовь и вражда. Мир же, существует, как система вечных элементов и сил.
Уже при жизни о Эмпедокле слагали легенды, говорили, что он воскресил мертвую женщину и был великолепным оратором. После изгнания из родного города много путешествовал, и накопил богатый запас знаний и впечатлений. Эмпедокл был чрезвычайно тщеславен, полагая себя богом, которому должны поклоняться все. О смерти его, также ходило немало легенд, говорили, что он прыгнул в вулкан Этна, дабы доказать свою божественную сущность. Немалую часть своего состояния потратил великодушным, но очень необычным образом - он собирал приданное бедным девушкам и выдавал их замуж за знатных и богатых молодых людей.
Научные интересы Эмпедокла чрезвычайно широки, трактуя воздух, как особую субстанцию, он наблюдал центробежную силу, знал, что растения имеют пол, Эмпедокл выдвинул идею об эволюции животных и растений и принцип выживаемости наиболее приспособленных, именно от Эмпедокла происходит идея адаптации. Также он говорил, что Луна светит отраженным светом, а солнечное затмение происходит из-за того, что Луна занимает положение между Солнцем и Землей. Велики его заслуги и в медицине, ведь именно с него, европейская медицина начинает свою историю.
Суть учения Эмпедокла составляют идеи о воздухе, воде, земле и огне, как четырех стихиях, образующих "акме", то есть первоначала вещей. Эти вечные стихии заполняют все пространство и находятся в постоянном движении. Причиной движениея Эмпедокл называет две мировые силы, скорее не научные понятия, а логически-поэтические образы - Любовь и Вражда, которые он мыслит, как самостоятельные силы.
Так как, весь мир представляет собой смешение и разделение, то Эмпедокл описывает 4 фазы этого процесса: 1-акосмическая — господство и победа Любви 2)космическая — переход от Любви к Ненависти 3) акосмическая — господство и победа Ненависти 4)космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество, по мнению Эмпедокла, находилось в четвертой фазе.
Таким образом, в природе господствует цикличность, смена Любви, объединяющей все и Вражды, все разъединяющей. Эти циклы повторяются и сменяют друг друга, в процессе же смены циклов, элементы не уничтожаются и не возникают, ибо он вечны.
Анаксагор из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) - философ, занимался математикой, увлекался астрономией. Несмотря на то, что Анаксагор был сыном богатых родителей, он не проявлял интереса к богатству и удовольствиям и рано увлекся философией. Родившись в Клазоменах, в 45 лет переселился в Афины, где сдружился с Перклом и стал популяризировать философию.
Позже философ был изгнан из Афин по обвинению в оскорблении богов, когда объяснял солнечные и лунные затмения, и землятресения естественными причинами, а не божественной волей.
Анаксагор совместил идеи о текучести и вечности и неуничтожимости сущего. Он полагал, что ничто не появляется и не разрушается, потому что все сочетается и разделяется, а все предметы - сочетания уже существующих начал.
В своем учении Анаксагор, согласно традиции того времени, говорил о первоначалах мира, называя их "семенами" или "гомеометриями", эти "семена" заключают в себе все мировые качества, управляет и движет ими космический Разум.
"Семена" или "гомеометрии", по мнению Анаксагора, это бесконечно большое количество бесконечно малых материальных частиц. Они не созданы, не могут быть ни уничтожены, ни преобразовываться друг в друга.
Анаксагор,первым, отделил нематериальное начало - Разум, от материи. Вероятно, это основное его "новое слово" в науке того времени. Как пишет Спиркин "Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке: эти феномены невыводимы из непроницаемости, косности, протяженности, т.е. чисто материальных свойств вещества. Анаксагор различал материальное и нематериальное начала сущего и определял последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала. Однако Анаксагор не называл это начало Логосом. В его системе философских воззрений оно играет роль исключительно причинно-силового начала — мирового двигателя. Он пришел к этому взгляду из осмысления явлений природы, а не на основе анализа логических процессов."
Атомизм Левкиппа и Демокрита
Эмпедокл Акрагантский ( 490 до н. э., — ок. 430 до н. э.) - философ, врач, также занимался государственными делами, в чем преуспел, и достиг высокого положения, был жрецом. Свои идеи изложил в стихотворной форме,в политике тяготел к демократии, в философии признавал множественность архе, то есть первоначал мира, полагая, что существуют четыре стихии - Земля, Воздух,Огонь и Вода, и две движущие силы - любовь и вражда. Мир же, существует, как система вечных элементов и сил.
Уже при жизни о Эмпедокле слагали легенды, говорили, что он воскресил мертвую женщину и был великолепным оратором. После изгнания из родного города много путешествовал, и накопил богатый запас знаний и впечатлений. Эмпедокл был чрезвычайно тщеславен, полагая себя богом, которому должны поклоняться все. О смерти его, также ходило немало легенд, говорили, что он прыгнул в вулкан Этна, дабы доказать свою божественную сущность. Немалую часть своего состояния потратил великодушным, но очень необычным образом - он собирал приданное бедным девушкам и выдавал их замуж за знатных и богатых молодых людей.
Научные интересы Эмпедокла чрезвычайно широки, трактуя воздух, как особую субстанцию, он наблюдал центробежную силу, знал, что растения имеют пол, Эмпедокл выдвинул идею об эволюции животных и растений и принцип выживаемости наиболее приспособленных, именно от Эмпедокла происходит идея адаптации. Также он говорил, что Луна светит отраженным светом, а солнечное затмение происходит из-за того, что Луна занимает положение между Солнцем и Землей. Велики его заслуги и в медицине, ведь именно с него, европейская медицина начинает свою историю.
Суть учения Эмпедокла составляют идеи о воздухе, воде, земле и огне, как четырех стихиях, образующих "акме", то есть первоначала вещей. Эти вечные стихии заполняют все пространство и находятся в постоянном движении. Причиной движениея Эмпедокл называет две мировые силы, скорее не научные понятия, а логически-поэтические образы - Любовь и Вражда, которые он мыслит, как самостоятельные силы.
Так как, весь мир представляет собой смешение и разделение, то Эмпедокл описывает 4 фазы этого процесса: 1-акосмическая — господство и победа Любви 2)космическая — переход от Любви к Ненависти 3) акосмическая — господство и победа Ненависти 4)космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество, по мнению Эмпедокла, находилось в четвертой фазе.
Таким образом, в природе господствует цикличность, смена Любви, объединяющей все и Вражды, все разъединяющей. Эти циклы повторяются и сменяют друг друга, в процессе же смены циклов, элементы не уничтожаются и не возникают, ибо он вечны.
Анаксагор из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) - философ, занимался математикой, увлекался астрономией. Несмотря на то, что Анаксагор был сыном богатых родителей, он не проявлял интереса к богатству и удовольствиям и рано увлекся философией. Родившись в Клазоменах, в 45 лет переселился в Афины, где сдружился с Перклом и стал популяризировать философию.
Позже философ был изгнан из Афин по обвинению в оскорблении богов, когда объяснял солнечные и лунные затмения, и землятресения естественными причинами, а не божественной волей.
Анаксагор совместил идеи о текучести и вечности и неуничтожимости сущего. Он полагал, что ничто не появляется и не разрушается, потому что все сочетается и разделяется, а все предметы - сочетания уже существующих начал.
В своем учении Анаксагор, согласно традиции того времени, говорил о первоначалах мира, называя их "семенами" или "гомеометриями", эти "семена" заключают в себе все мировые качества, управляет и движет ими космический Разум.
"Семена" или "гомеометрии", по мнению Анаксагора, это бесконечно большое количество бесконечно малых материальных частиц. Они не созданы, не могут быть ни уничтожены, ни преобразовываться друг в друга.
Анаксагор,первым, отделил нематериальное начало - Разум, от материи. Вероятно, это основное его "новое слово" в науке того времени. Как пишет Спиркин "Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке: эти феномены невыводимы из непроницаемости, косности, протяженности, т.е. чисто материальных свойств вещества. Анаксагор различал материальное и нематериальное начала сущего и определял последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала. Однако Анаксагор не называл это начало Логосом. В его системе философских воззрений оно играет роль исключительно причинно-силового начала — мирового двигателя. Он пришел к этому взгляду из осмысления явлений природы, а не на основе анализа логических процессов."
Атомизм Левкиппа и Демокрита
Левкипп (V век до н. э.) Точное место его жительства неизвестно, как и годы рождения и смерти. Философ, известен, как один из основоположников атомистики и учитель Демокрита. О жизни самого Левкиппа неизвестно почти ничего, возможно, он учился у Зенона Элейского. Никаких работ Левкипп не оставил, вероятно он излагал свои идеи устно. Скоре всего, Левкипп внес некоторый вклад в развитие атомистических идей своего ученика Демокрита, но каков этот вклад, определить, совершенно, невозможно.
Демокрит Абдерский (460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) - философ, ученик Левкиппа,основатель атомизма.
Демокрит провел много времени в путешествиях, во время которых, изучал философские идеи различных народов.
“Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это — атомная гипотеза... все тела состоят из атомов — маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе... содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения” писал крупнейший физик середины XX века, нобелевский лауреат, Ричард Фейнман.
Итак, главным достижением Демокрита в науке, считается развитие учения Левкиппа об атоме, то есть неделимой частице материи, вечной, то есть не возникающей и не разрушающейся. Демокрит, идее о бесконечной делимости материи противопоставил систему бесконечного количества атомов в пустоте. Атомы, по мысли Демокрита, существуют в постоянном хаотичном движении в пустоте, пустом пространстве. Атомы никогда не соприкасаются, ведь все, что не имеет пустоты, внутри себя, является единым и неделимым атомом.Таким образом, между атомами всегда есть пустота, а значит и в телах есть пустота. Также на атомы воздействуют две силы - сила притяжения, по принципу "подобное притягивается подобным", и сила отталкивания, ведь атомы не могут соприкасаться. Движение - присущее атомам свойство, по природе. Тела - это комбинации атомов. Одни тела непохожи на другие потому, что одни атомы тоже не похожи на другие, к тому же это еще обусловлено, различием в порядке составления тел из атомов, подобно тому, как из одних и тех же букв, выходят разные слова.
Говоря об атомизме Левкиппа и Демокрита, Александр Георгиевич Спиркин пишет "атомизм Левкиппа — Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это — гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. И самое понятие неделимости было введено атомистами именно ради того, чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж"