Древнегреческие мыслители искали истину ради самой истины, собираясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. Они делились своими идеями в спорах, отстаивали свои позиции и не искали общественного признания. Однако, в V веке до н.э. ситуация в корне изменилась - во многих греческих городах изменилась система правления, и на смену традиционной аристократии и тирании, пришла рабовладельческая демократия. Появление выборных учреждений повлекло за собой потребность в подготовке людей, способных выступать на публике, в судах и на народных собраниях, владеющих искусством слова и убеждения. В этих, изменившихся условиях, философов и поэтов сменили профессиональные учителя, сначала грамоты, музыки и гимнастики, а затем философии, красноречия, логики и дипломатии.
Изначально софист, означало, "мудрец", "ученый", то есть человек посвятивший себя умственному труду. Софистов было немало, однако, мы остановимся на трех из них, более всего характерных для сути этого направления: Протагор, Горгий и Продик. Софисты - "учителя мудрости", обучали не только политическому или судебному красноречию или дипломатии, а также основам философии. Основное внимание софисты уделяли социальным вопросам, вопросам взаимодействия людей. Софисты обучали способам и приемам доказательства, все зависимости от истинности доказываемых положений.Софисты понимали, что формально доказать и опровергнуть можно что угодно, в зависимости от интереса, потому безразлично относились к истине. И чтобы доказать относительность истины прибегали даже к нелепым ходам мысли, например, "то,что ты не терял ты имеешь, рогов ты не терял, следовательно, ты имеешь рога".
Так складывались приемы мышления, которые впоследствии стали именоваться софистикой. Платон о искусстве софистов писал так: “мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу" (Платон. Собрание сочинений. М., 1990. С. 484.)
Полнее всего учение софистов выразил Протагор, заявив: "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют". Протагор говорил об относительности всякого знания и доказывал, что любому утверждению можно противопоставить противоречащее утверждение с равным основанием. Тем не менее, стоит отметить, что Протагор написал законы, определяющие демократический образ правления и обосновал равенство всех свободных людей.
Горгий использует такой вид философского мышления, как диалектика, однако в руках Горгия диалектика служит только способом доказательства или опровержения. Выводя из общих понятий конкретные определения, Горгий указывает на противоречия этих определений и приходит к доказательству несостоятельности самого понятия. В своем труде "О Природе" Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, что если что-то и существует то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате Горгий приходит к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно, ведь все так быстро меняется!
Продик огромное внимание уделял языку, занимался проблемами номинативной (назывной) функции слов, проблемами семантики, омонимии и синонимии, а также правильному употреблению слов, правилам спора и анализу приемов опровержения. Продика своим учителем считал Сократ. Можно сказать, что именно софистам принадлежит честь основания философской лингвистики, ибо слово и словесность софисты считали важнейшим инструментом, ведь раз нет истины, то есть только, видимость истинности, которую может порождать человеческое слово.
Изначально софист, означало, "мудрец", "ученый", то есть человек посвятивший себя умственному труду. Софистов было немало, однако, мы остановимся на трех из них, более всего характерных для сути этого направления: Протагор, Горгий и Продик. Софисты - "учителя мудрости", обучали не только политическому или судебному красноречию или дипломатии, а также основам философии. Основное внимание софисты уделяли социальным вопросам, вопросам взаимодействия людей. Софисты обучали способам и приемам доказательства, все зависимости от истинности доказываемых положений.Софисты понимали, что формально доказать и опровергнуть можно что угодно, в зависимости от интереса, потому безразлично относились к истине. И чтобы доказать относительность истины прибегали даже к нелепым ходам мысли, например, "то,что ты не терял ты имеешь, рогов ты не терял, следовательно, ты имеешь рога".
Так складывались приемы мышления, которые впоследствии стали именоваться софистикой. Платон о искусстве софистов писал так: “мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу" (Платон. Собрание сочинений. М., 1990. С. 484.)
Полнее всего учение софистов выразил Протагор, заявив: "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют". Протагор говорил об относительности всякого знания и доказывал, что любому утверждению можно противопоставить противоречащее утверждение с равным основанием. Тем не менее, стоит отметить, что Протагор написал законы, определяющие демократический образ правления и обосновал равенство всех свободных людей.
Горгий использует такой вид философского мышления, как диалектика, однако в руках Горгия диалектика служит только способом доказательства или опровержения. Выводя из общих понятий конкретные определения, Горгий указывает на противоречия этих определений и приходит к доказательству несостоятельности самого понятия. В своем труде "О Природе" Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, что если что-то и существует то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате Горгий приходит к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно, ведь все так быстро меняется!
Продик огромное внимание уделял языку, занимался проблемами номинативной (назывной) функции слов, проблемами семантики, омонимии и синонимии, а также правильному употреблению слов, правилам спора и анализу приемов опровержения. Продика своим учителем считал Сократ. Можно сказать, что именно софистам принадлежит честь основания философской лингвистики, ибо слово и словесность софисты считали важнейшим инструментом, ведь раз нет истины, то есть только, видимость истинности, которую может порождать человеческое слово.